[серб. Загребачко-Љубљанска и целе Италиjе епархиjа] Сербской Православной Церкви (СПЦ). Учреждена в 1931 г. Объединяет приходы СПЦ на территории сев. части Хорватии, а также окормляет общину в Словении и 5 общин в Италии (Триест, Рим, Милан, Бари и Венеция). Кафедра в г. Загреб. Правящий архиерей - митр. Иоанн (Павлович), на кафедре с 1977 г. Епархия разделена на 5 наместничеств, имеет 48 приходов, 2 мон-ря (Лепавина и мон-рь во имя прп. Параскевы (Петки) в Загребе), 15 священников (2007).
На территории Славонии (историческая обл. на северо-востоке совр. Хорватии) правосл. духовенство появилось благодаря Екатерине, дочери серб. деспота Георгия Бранковича (см. ст. Бранковичи). В 1433 г. она вышла замуж за гр. Ульриха Целльского и привезла с собой из Смедерева правосл. священника. По ее заказу был переведен на слав. язык Апостол (1454; Белград, МСПЦ). Но Ватикан дважды, в 1432-1434 и в 1435-1439 гг., посылал в Славонию францисканского миссионера Иакова из Марке (впосл. был канонизирован католич. Церковью) с целью обратить «схизматиков» в «римскую веру». После обновления Печской Патриархии в 1557 г. правосл. сербов в Славонии окормлял митрополит Пожегский. Во время австро-тур. войны (1593-1606) в окт. 1595 г. митр. Пожегский Василий основал Марчанскую епархию с кафедрой в мон-ре Марча. Архиереи этой кафедры активно противостояли навязыванию унии со стороны католиков. В 1640 г. благодаря действиям католического еп. Загреба Бенко (Бенедикта II) Винковича (1637-1642) на территории епархии были открыты униат. школы. В 1716 г. униаты на пороге храма убили игум. мон-ря Лепавина Кондрата. 29 авг. 1700 г. католич. еп. Загреба Стефан IV Селишичевич (1694-1703) отмечал, что мн. сербы перешли в католичество, а в 1702 г. католич. еп. Сеньско-Модрушский Мартин Брайкович (1699-1703) добился выплаты священникам-униатам жалованья. В 1708 г. Собор австр. сербов не допустил к работе епископов-униатов и лишил их сана. В 1727 г. австр. власти приняли рескрипт, который ограничил права правосл. архиереев, церковных судов и велел сербам отмечать католич. праздники. Волнения сербов в 1718, 1727, 1731, 1735 и 1739 гг. были реакцией на религ. притеснение православных в стране. Чтобы прекратить борьбу православных и униатов за владение мон-рем Марча в 1734 г. вместо Марчанской епархии была основана Лепавинско-Северинская епархия с кафедрой в Северине: в 1754 г. она была объединена с Костайницко-Зринопольской (см. ст. Горно-Карловацкая епархия), а в 1771 г.- с Пакрацкой епархией (см. ст. Славонская епархия). 16 июля 1779 г. имп. Мария Терезия подписала Декларацию, по к-рой Пакрацкая епархия вошла в Карловацкую митрополию, но при этом сербам запрещалось открывать новые богословские учебные заведения, а граничарам (сербам, находящимся на военной службе в приграничных районах империи) принимать духовный сан без согласия местного генерала. Также был унифицирован серб. церковный календарь, в который было включено 39 правосл. праздников. 13 окт. 1781 г. имп. Иосиф II подписал Патент о веротерпимости, уравнявший положение православных и католиков, но этот патент не отменил Декларацию 1779 г., к-рая продолжала действовать до 1868 г. В 1848 г. было подтверждено право сербов на церковную и образовательную автономию, а в 1868 г. церковный собор представителей Хорватии и Славонии предоставил сербам национально-церковную автономию и разрешил использование кириллицы. В 1876 г. правительство Хорватии поддержало желание сербов иметь правосл. школы, но в 1887 г. был принят закон о неконфессиональном характере образования.
В кон. XIX - нач. XX в. большое число сербов эмигрировало в Европу и страны Сев. Америки. После вхождения Славонии и Хорватии в состав Королевства сербов, хорватов и словенцев в 1921 г. Пакрацкая епархия была подчинена Печской Патриархии. В 1931 г. из территорий Пакрацкой и сев. районов Горно-Карловацкой епархий была выделена Загребская епархия, к-рую возглавил Досифей (Васич). Во время второй мировой войны, в апр. 1941 г., епархия оказалась на территории основанного немцами Независимого гос-ва Хорватия (НГХ), в к-ром начались жестокие гонения на православных. 10 апр. митр. Досифей был арестован и не смог вернуться на кафедру, а летом 1941 г. правосл. церковным общинам запретили поддерживать связь с Сербской Патриархией в Белграде. По данным Синода СПЦ, за годы войны погибло 8 священников епархии, 43 священника находились в изгнании. После окончания войны до 1947 г. Загребской епархией управлял еп. Моравичский Арсений (Брадварович, впосл. митрополит Будимский), он добился возвращения в епархию бежавшего в годы войны духовенства и начала восстановления храмов. После смерти его преемника митр. Дамаскина (Грданичкого) с 1969 г. администратором епархии был еп. Славонский Емилиан (Маринович), а с 14 авг. 1977 г.- еп. Лепавинский Иоанн (Павлович; в 1980 возглавил кафедру в сане митрополита). Его усилиями был восстановлен запустевший мон-рь Лепавина, 25 апр. 1985 г. открыт музей епархии, экспозицию к-рого составили церковная утварь, иконы и богослужебные книги, похищенные усташами во время войны из правосл. храмов. В 1983 г. по предложению митр. Иоанна епархия стала называться Загребско-Люблянская, а после включения в ее состав в июле 1994 г. серб. приходов на территории Италии, к-рые ранее входили в юрисдикцию Среднеевропейской епархии, она получила название «Загребско-Люблянская и всей Италии».
Во время гражданской войны в 1991-1995 гг., несмотря на то, что на этой территории активные военные действия не велись, в епархии были повреждены 29 церквей и уничтожены 9, разрушены 5 приходских домов и 7 сильно повреждены. Хорваты сожгли уникальные памятники серб. архитектуры, деревянные церкви в Доня-Рашенице (1709) и Растоваце (1730), а 11 апр. 1992 г. было взорвано здание митрополии в Загребе (1886/87), в к-ром располагались церковный музей и б-ка. Большинство духовенства и митр. Иоанн были вынуждены временно покинуть Хорватию. В дек. 2002 г. СПЦ заключила соглашение с правительством Хорватии о сотрудничестве, что способствовало укреплению епархии. 10 мая 2005 г. в Загребе была открыта серб. гимназия. В наст. время в епархию вернулось ок. 30% духовенства, ведется восстановление 50 церквей и епархиального музея, создана церковная б-ка.